Сплав по реке Лена: от Жигалово до Усть-Кута (август 2013 г.)

Городская суета, серые дороги, мутное небо и огромная любовь к рыбалке, это то что толкнуло нас на приятное путешествие по родной реке Лена.

Всё началось с рыбалки в районе Качуга, летом 2012 года, тогда нам с ребятами очень понравились эти места. Мы даже не думали, что верховья Лены станут нам столь интересны. В июле было первое знакомство, река встретила нас гостеприимно и позвала закрыть летний сезон в конце сентября. После приятной сентябрьской поездки было решено: следующим летом сплавляемся! Но на тот момент мы планировали проплыть от Качуга до Жигалово, и даже не задумывались, что судьба закинет нас дальше. В течение нескольких месяцев вынашивали план действий, изучали местность по картам.

Решили плыть от Жигалово до Усть Кута, места более дикие, куча островов, множество впадающих рек, отсутствие дороги вдоль реки. Желающих на начальном этапе (этапе мечтаний) было много, но вскоре у большинства появились проблемы и отговорки. По итогу сформировалась бойкая команда из трех человек. Представляю вашему вниманию наш состав. Александр, начинающий рыболов, впервые держал в руках спиннинг в день отправления, но это не помешало ему показывать хорошие результаты! Андрей, страстный любитель рыбалки, особенно на ленка, особенно ночью, Андрюха почти каждую ночь пробовал разловить мыша. Ну и я, автор данного рассказа, Антон, также как и мои друзья болен рыбалкой, предпочтения отдаю спиннингу, ловле ленка.

Вот такой план ночлегов был предварительно подготовлен, с учетом 11 ночей, время прохождения рассчитывали с запасом, но все же хотели пройти путь быстрее, за 8-9 суток:

Подготовка

К подготовке отнеслись серьёзно, всё таки это был наш первый сплав. Начну пожалуй с нашего плав средства. Мы подготовили тандем из двух лодок, идея была изъята и опыта бывалых рыбаков, которые писали отчет о подобном сплаве на «Маяке». Основная лодка: «Круиз – 35» с твердым дном и транцем, вспомогательная лодка под вещи: «Уфимка». Лодка «Круиз» оказалась весьма вместительной для троих человек.

Ради экономии места нами заранее подготовили крепление для спиннингов и нашего флага. Спиннинги в свободное от рыбалки время стояли по соседству с флагом и никому не мешали, поэтому они и вернулись домой целыми. Касательно флага: свою экспедицию решили выделить чем-нибудь необычным, зашли в одноимённый магазин и попросили яркий флаг, в итоге нам дали ещё и по фирменной кепке.

река Лена

Строго определили набор вещей. У каждого предполагался рюкзак объемом 50 литров, в него договорились уложить все личные вещи. Спальники и палатка были уложены в мусорные пакеты, дабы в суровых условиях, ничего не замочить. Все ограничения в размерах и объемах были предусмотрены под размер нашей «Уфимки», уж очень не хотелось, чтобы в основной лодке была навалена куча вещей. Под рыбу приобрели пару пластиковых бочонков под пищевые продукты, которые тоже удобно уместились в лодке с вещами. После укладки всех вещей, был сделан «тент», который при необходимости было не сложно приоткрыть и достать то, что нужно.

Продукты распределили по дням и трапезам, была составлена раскладка, что и когда будем кушать, опираясь на раскладку, закупили продукты. Причем на тот момент, когда мы покупали провизию, мы были голодны, и каждый норовил взять всего в два раза больше, поэтому раскладка по дням была очень полезной. Взяли всего ровно столько, сколько было написано на бумаге. В процессе рыбалки, Александр ответственно твердил: «Ребята у нас же графики, не трогайте печеньки!». Александр был нашим завхозом, если бы не он, то запасы печенья, конфет и сгущенки кончились бы за три дня.

Подготовили аптечку, со всеми необходимыми препаратами, ватками, бинтами, мало ли.

Приобрели садок, в котором рыба хранилась до вечера. Вдобавок купили куканы, но воспользоваться ими не пришлось, не было достойных трофеев. Также взяли в охотничьем магазине фальшфейеры, решили, что лишним это не будет так как оружия ни у кого из нас не имеется. Фальшфейеры горят очень ярко, если бы я был медведем, я бы убежал обратно в лес, видя человека с такой фигней в руках J. Но к счастью или к сожалению косолапых мы не встретили, даже не видели следов на берегу…, а так хотелось сфотографировать какого-нибудь зверя.

Когда подготовили все нужные вещи, принялись обсуждать детали поездки, стали обсуждать маршрут, способы заброски на место и вариант возвращения в Иркутск. Весь маршрут мы разбили по километражу, в день планировали проходить по 35-40 км., чтобы уложиться в 8-9 суток. Расчет маршрута делали с помощью Яндекс карт, впоследствии эти карты мы распечатали и разбили все листы по дням. Также подготовили автомобильный навигатор с системой Навител, расставили там точки ночлегов. Сперва сомневались в возможности использования Навител в таком мероприятии, но в итоге навигатор оказался очень полезным. Всегда можно было выяснить, сколько километров осталось до места стоянки. Для подзарядки девайсов купили USB зарядку для прикуривателя, припаяли к ней клеммы с проводами, которые подключали к 12V батарее от компьютерного бесперебойника. Можно конечно использовать автомобильный аккумулятор, но батарея от ИБП оказалась легче. От такого зарядника питался наш навигатор и mp3 плеер «майфун»- такая китайская пищалка, в которую флешки можно вставлять. Благодаря этому майфуну мы всегда были с музыкой. В последнюю ночь даже дискотека была.

Спокойствие родных

Для того чтобы наши родные не переживали за нас, мы взяли в аренду полезное устройство. путниковый GPS-трекер SPOT — персональный маячок, который передает свои координаты через спутник даже за пределами сотовой связи. Этот прибор нас не подвел, домашние каждый день в браузере отслеживали наше передвижение и каждый день получали от нас сообщение, о том что у нас всё в норме. В данном приборе можно отправлять три вида сообщений: Все в норме, Нужна помощь, Программируемое сообщение.

Заброска

Сперва была идея уехать на рейсовом автобусе, но когда все вещи лежали в куче, эта идея отпала, так как вещей оказалось много, решили найти автомобиль. Вызвался на помощь коллега Александра, Николай. За заброс нас и наших вещей мы заплатили 6 т.р. Николай опытный водила, на Fiat Ducato он довез нас до Жигалово за 4,5 часа.

Рыбалка и сплав

Вот и наступил для нас этот счастливый момент! Лодки на воде, вещи уложены, обед сварен и скушан. Приготовили снасти, протестировали. Поплыли! До последнего не верилось, что мы все вместе ушли в отпуск и уже на реке, отплыли, позвонили домой, сообщили о начале экспедиции.

Первый день встретил нас встречным ветром и моросящим дождем, стало даже немного грустно, что ветер мешает плыть по течению, подумали, что будем работать веслами без перерыва. Сразу кинули жребий и решили, что «греблингом» будем заниматься по очереди. Но погода оказалась к нам очень гуманной, за весь сплав мы ни разу не попали под дождь, все дни стояла жара, лес был в дыму, солнца было не видно, но носы и уши всё равно обгорели. Дым мешал делать красивые пейзажи, на всех фото природа получалась серой. Но жара не мешала отдыху, мы каждый день купались, ныряли прямо с лодки. Глядя на карты мы надеялись, что все ночлеги будут проходить на островах, но те самые острова, в реалии были голые, галечные. Оставаться на ночлег было не всегда удобно, на островах не было дров, поэтому чаще мы останавливались на берегу возле этих островов. Как оказалось, на пути имеется множество зимовей, но с учетом прохождения маршрута, нам удалось остановиться в зимовьях только два раза. Некоторые из них даже отмечены на карте Навител, скачанной с сайта: http://www.gps-baikal.ru/

Рыбалка радовала нас с первого дня, в целом ленок ловился хорошо, но мелкий. Раньше мы имели опыт рыбалки в среднем течении Лены и впадающих в неё горных реках, там ленок намного крупнее. Иногда река, конечно радовала нас достойными экземплярами. Изредка попадались таймешата, но в боченок попал только один, остальных отпустили. Проплывая острова, мы всегда знали, что на смывах и сбоях мы поймаем Ленка. Заранее готовились, подплывая к острову, ставили ленковые блены, как правило: Mepps Black Fury, Blue Fox. На якорь не вставали, чтобы выполнять норматив по километражу, остановки на якоре были для нас критичными. Но заготовка под якорь была- обрезанная автомобильная камера, которую нужно было наполнить камнями. Да и не было у нас цели наловить полную тару ленком, ловить мы любим, а вот кушаем рыбы мало. В процессе сплава мы ежедневно варили уху и кушали рыбу в соленом виде.

река Лена

Уху чаще варили из щуки. Щука попадалась нам часто, ловилась и на колебалки, и на вертушки, которые любит хищник. Интересной оказалась рыбалка на воблеры. На реке много неглубоких проток с быстрым течением, щука стояла днем и кормилась в таких протоках, трава там практически торчала наружу, в таких местах мы баловались попперами или поверхностными воблерами. Ощущения непередаваемые, ловля была активной, щуки то и дело выпрыгивали на поверхность и делали эффектные свечи.

Ниже Жигаловского района, после д. Орлинга, ленковые места встречались реже, река там намного шире, рыбу было найти сложнее. Но щука ловилась везде и всегда, попадались травянистые ямы на заворотах реки, в таких ямах удавалось достать приятные экземпляры. Однажды на одной из таких ямок, нам удалось за час выловить 12 хвостов щук- травянок. Каждая щучка была в пределах 1кг. Время позволяло, мы вышли на берег и обловили место, получили огромное удовольствие от рыбалки. Причем мы с Александром на том месте ловили блеснами, а Андрей ловил поверхностным воблером, его результат значительно превзошел наш.

Чуть не забыл про окуней, они частенько попадались и на блесны, и на воблеры, но мы их всегда отпускали, даже крупных, никто из нас не хотел с ними возиться. Еще в реке много крупного ельца, вода в августе светлая, то и дело разглядывали, как они плавают под лодкой в больших количествах.

река Лена

Ночная рыбалка на мыша особых результатов не принесла, может из за того что места для ночлега мы выбирали не особо рыбные, как правило смотрели на наличие дров и мягкость грунта. Однажды, Андрюха, решил пройтись мышом ,пока топилась банька, и поймал щуку! Такое я видел впервые, чтобы щука кинулась на мыша, при этом течение было довольно быстрое, были большие надежды, что в таком месте охотится ленок.

Кстати, чуть не забыл рассказать про наш банный день! На четвертую ночь по плану у нас была баня, в этот день нам необходимо было пройти небольшой километраж, дабы засветло остановиться и выбрать место для ночлега. Так и сделали, выбрали место с камнями и дровами, начали разбивку лагеря. Для бани у нас был подготовлен армированный тент размером 6х8м. Сделали три жерди, поставили их в виде шалаша, выложили печь из камней и растопили её. Пока камни нагревались, мы поставили палатку, приготовили и съели ужин. Этот день у нас считался праздничным, даже пивко для бани припасли. После того как камни «нагрелись» докрасна, выгребли угли и поставили сверху наш подготовленный шалаш, всё баня готова! Вот наша печь с печниками:

А вот и сама баня, правда, ещё не на печи:

река Лена

Наполнили емкость с водой, думали что пар будет быстро выходить и лить придется много… Но не тут то было, вверх пар выйти не мог, снизу камнями придавили, в итоге для того чтобы пар был таким, что уже невыносимо находиться в бане, хватало одной кружки воды! Баня была просто обалденная, мы парились на протяжении нескольких часов, пили пиво, купались в реке. На утро, чувствовали себя так, будто мы первый день на реке, спали до последнего, устроили себе отдых. После того как раскачались, сварили супчик на курином бульоне, баня не обошлась одним пивом 🙂 Супчик был весьма кстати, привели себя в порядок и двинули дальше.

Чем ближе к Усть Куту, тем больше плесов, приходилось постоянно подгребаться, но это не столь критично, никто из нас не жалел об отсутствии мотора. Было приятно находиться на реке в полной тишине. Причем местных рыбаков почти не было, либо они рыбачат во впадающих реках, либо не рыбачат в это время. Лодки изредка проезжали, но как нам показалось, это охотники завозили провизию на свои зимовья, готовились к охотничьему сезону. Также встретили несколько серьезных охотничьих угодий, в эти угодьях стояли генераторы, было много построек. Причем построены они не так давно, все их свежего дерева, крыши из профлиста. Места для охотников популярные.

Природа на всем протяжении маршрута просто обалденная, вокруг густой лес, река постоянно меняется, то плеса, то шиверы. Встречали полудиких лошадей, которые круглый год гуляют на воле, причем встречали их далеко от деревень. Красавцы, неправда ли?

река Лена

Вот и Усть Кут на подходе, рыбных мест все меньше, река все тише, стали встречать множество местных рыбаков. В основном они ловили щуку в травянистых местах и ямах. У нас уже не было такого желания рыбачить как раньше, места для нас уже казались не столь перспективными, последний день плыли и отдыхали, слушали музыку, варили обед на ходу, используя газовую плиту. Показались дачи, и мы поняли, что путешествие подходит к концу.

В славном городе Усть Кут нас встретид наш общий друг Георгий, который там проживает. Встреча была приятной, мы даже зажгли фальшфейер, подплывая к Георгию. Он организовал нам грузовик и место в гараже для наших вещей. Мы провели ночь в Усть Куте, а на утро сели в рейсовый автобус, с собой взяли только личные вещи и рыбу, остальное Георгий отправил нам позже, на служебном автомобиле.

Итог

Все мы были предельно счастливы и ни капли не жалели что прошли такой путь, даже, проплывая Усть кут, помечтали о будущих сплавах, о новых рекахJ Путь занял у нас 8 суток, рыбу с собой стали заготавливать только на четвертый день, дабы не испортить, солили обильно, так как было жарко. В итоге рыба не испортилась, мы угостили всех родственников, друзей и сами подзатарили свои холодильники. Пройдя этот путь, поняли, что китайские вещи брать с собой не стоит! Всё китайское, сломалось, а это: два фонарика, один стульчик, садок. Деревни по пути очень маленькие, но магазины в них есть, всегда можно купить необходимые продукты, если чего то не хватит. Маршрут приятен для рыбалки и отдыха, комаров мало, мошки много, но оказалось, что есть в современном мире средства от мошки, которые реально помогают.

Спасибо всем кто осилил мой рассказ, пока! 🙂

Источник: Из Сибири…

Форум Владивостока Информационный портал Владивостока Информационный портал г. Владивосток